История храма
Приход села Сосновка, как и остальные приходы Озерского благочиния, расположенные на территории былого Зарайского уезда Рязанской губернии, имеет свою богатую историю, начало которой теряется где-то в раннем Средневековье, в исторических анналах Великого княжества Рязанского. Близость села к тому месту, где некогда был город Ростиславль (до него от села не более четырех километров), позволяет предполагать, что они если не ровесники, то весьма близкие по историческому возрасту. Согласно преданию, на месте нынешней Сосновки изначально было селение рыбаков. Вполне возможно предположить, что это была рыбацкая слобода города Ростиславля, жители которой сбывали свои уловы горожанам.
В письменных же документах есть одно важное упоминание, относящееся к концу XVI столетия. Это было время, когда Ростиславль уже угасал под влиянием изменившейся политической и экономической конъюнктуры, когда росли и усиливались в военном и торговом смысле Зарайск и Коломна, но город еще существовал. Тогда в платежных книгах 1595–1597 годов и появилась запись о том, что в Ростиславльском стане есть Сосновский монастырь, а при нем слободка – село Сосновка.
Монастырь
Подробнее о монастыре рассказывается в писцовых книгах 1628 года, когда город Ростиславль, разоренный отрядами поляков, не возродился из праха, а вот монастырь и село при нем, тоже, надо думать, «не обойденные вниманием» врагов, сохранились. В книге отца Иоанна Добролюбова «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии» монастырь назван «Сосновской пустынью». Это была мужская обитель, в которой настоятельствовал игумен Сергий. В ней была деревянная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Также упоминается, что «в церкви образы, свечи, книги, ризы, колокола и все строение монастырское».
Документ вещает, что обители принадлежали: «сельцо Сосновка да пустошь, что была деревня Дреталь, да пустошь Карчеватое, да пустошь Зарай, да пустошь Кукорьница, да пустошь Болтова». Согласно словарям в XVII–XVIII веков, пустошами называли «место, где раньше находилось село или деревня, по каким-то причинам оставшееся без жителей». Судя по количеству пустошей, окружавших монастырь и сельцо Сосновку, известные уже нам лисовчики в 1608 году славно погуляли по округе, разорив множество селений этого края. Впрочем, и сельцо Сосновка было невелико – в тех документах сказано, что было в нем «2 двора монастырских, 3 двора крестьянских и 2 бобыльских». О многом говорит и состояние земельных угодий вокруг монастыря и сельца.

Монастырю давали возможность перебиваться богатые сенные покосы – обители принадлежали две версты лугов вдоль Оки и на версту от берега. На этих лугах скашивали по 500 копен сена. По тем скудным временам это был ходовой товар, подлежащий обмену, которым можно было оплатить что угодно. Также хорошим подспорьем было два глубоких озера – Дреталь и Заводье – с рыбными ловлями. Тем и выжили на окском берегу.

Управляли обителью избранные из числа братии. Помимо уже поминавшегося игумена Сергия, из документов известен настоятель Иосиф, упомянутый в деле 1669 года, еще сохранилось имя «черного попа Онисифора», возглавлявшего монастырь в 1676 году.

Медленно, очень медленно возвращалась жизнь в этот край. В относящихся к 1680 году бумагах указано, что в монастырской слободке было 4 двора монастырских служителей, в коих насчитали 23 человека, а в сельце Сосновка в крестьянских и бобыльских дворах жили 67 человек.

В довершении всех прежних бед в 1678 году на Покровский монастырь налетел «красный петух», как тогда называли пламень пожара. Обитель выгорела полностью. Настоятель, игумен Пафнутий, бил челом епископу, тот известил патриарха, от которого весть о разорении Сосновской пустыни, как еще называли Покровский монастырь, достигла самого царя.

Тогда правил государь Феодор Алексеевич, старший брат Петра Великого, которому нынче приписывают почти все деяния незаурядного царя Феодора. Молодой государь был человеком некрепкого здоровья, прожил недолго, но за семь лет своего правления успел многое. Среди прочих дел он нашел время для решения вопроса с Сосновской пустынью. Своим указом от 22 декабря 1680 года Феодор Алексеевич распорядился приписать разоренный пожаром монастырь к Воскресенскому Новоиерусалимскому монастырю на Истре. В ближайшей округе этому монастырю уже принадлежала вотчина – половина села Рядинки, называвшаяся деревней Полурядинки.

Монастырь просуществовал еще почти век, но большой известности не стяжал. Был он «приписан» к далекому и знаменитому монастырю и являлся «пустынью» в самом настоящем смысле слова. Тихий монастырь с небольшим числом братии, находящийся в дальних от любого города местах, жил своей жизнью. Из имен тех, кто управлял пустынью, кроме лиц, упомянутых выше, нам осталась память о строителе Сергии, про которого сказано в документах, относящихся к 1714 году.

Рубежом, через который не смог перейти Сосновский монастырь, был век правления Екатерины Великой, и в последнюю строку истории пустыни по праву должно быть вписано иноземное слово «секуляризация», означавшее изъятие церковных имуществ.

До того церковные земли не облагались налогом, и императрица Екатерина Алексеевна, незадолго перед тем возведенная на престол в результате дворцового переворота, отчаянно нуждаясь в деньгах, решила поправить дела казны за счет православного духовенства. Государыня 24 февраля 1764 года подписала манифест, согласно которому все имения Святейшего Синода, а также монастырей, приходов и епархиальных кафедр передавались государственной Коллегии экономии. Все церковные учреждения отстранялись от управления имениями, а также монастырями, приходами и епархиальными кафедрами.

После упразднения монастыря Сосновка стала селом, главным духовным центром для ближней округи.


Старый приход

Несмотря на близость к селу Покровского монастыря, в Сосновке была своя приходская церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Есть указание в книге Иоанна Добролюбова, что в XVII веке при приходской Покровской церкви служил в ту пору некий отец Алексей (Алексей Гаврилович), рукоположенный во священство в 1687 году. Гораздо более определенно на существование самостоятельного сельского прихода в то время, когда рядом с селом существовала Покровская пустынь, указывает заголовок документа в «Духовных книгах Зарайского уезда» за 1739 год. В нем нет ни слова о монастыре и его служителях, зато четко написано: «Роспись духовная Рязанской епархии Зарайского уезда Ростиславльского стана села Сосновка церкви Покрова Пресвятой Богородицы священником Иоанном Терентьевым обретавшихся при оной церкви приходе разных чинов людей, с изъявлением против каждого имени тех, кто в Святую Четыредесятницу у исповеди были и Святых Тайн причащались за 1739 год».

Кроме самого священника Алексея, в росписи указан также «того села Сосновки пономарь Иван Никонов 42 лет, вдовый. Сын его Севастьян 15 лет, брат родной того Ивана Никонова, Клим, 37 лет, да жена его Ульяна Савельева 25 лет, да сын их Василий 3 лет».

Ведомость 1743 года составлял «поп села Сосновка церкви Покрова Пресвятой Богородицы Иоанн Терентьев». Согласно данным, приведенным в книге Иоанна Добролюбова, отец Иоанн Терентьев служил на приходе уже в 1740 году, а потом упоминался в делах Покровской церкви в Сосновке, датированных 1760 годом. В тех же бумагах от 1743 года упомянут «села Сосновки дьячок Иван Никитин 35 лет и жена его Мавра Ивановна 27 лет».

Старейшая часть села Сосновка известна под названием Кулишка, происхождение которого и приоткрывает нам начальную историю поселения. «Кулишки» происходят от «кулижек» – так называли топкое болотистое место, а еще так назывались места, остававшиеся после вырубки леса, а также жнивье между кустами и чапыжником (молодой лесной порослью). Много веков назад на этом месте люди срубили лес и распахали пашню. Потом долго боролись с наступавшим на пашню лесом.

Рядом с Кулишками возникла часть села, называвшаяся Стрелка (обычно так называли длинный мыс, узкую косу). Позже к этим двум самым старым сельским частям приросли сельские слободы Жуковка и Щелканово, а у лесопилок на окском берегу появилась Кочевань – место, где селились пришлые на работы люди из разных мест. По южному склону берега расползлись слободки: Потеряевка, Дмитровка, Соловьяновка, Черняевка



Храм
Старая церковь, та самая, которая была поминаема как приходская еще при существовавшей Сосновской пустыни, в 1783 году сгорела. В поданном владыке Феодосию, епископу Коломенскому и Каширскому, прошении от села Сосновки церкви Покрова Пресвятой Богородицы иерея Стефана Стефанова да того же села мирского старосты Евдокима Борисова «со крестьянами» сказано: «В прошлом 1783 году ноября 19-го дня, в воскресенье, по отслужении часов, неизвестно каким случаем сгорела та Покровская церковь. Но за нескорым еще оной разгорением все церковное имущество было вытащено. Все оное вытащенное из погорелого храма церковное имущество хранится на церковном погосте в новосделанной горнице, при которой и караул поставлен».
Просили же отец Стефан и староста Евдоким о даровании им храмоздательной грамоты: «Ныне за сгорением церкви, дабы более не могли люди приходские быть лишены Божественного чтения, желаем мы поставить вновь деревянного здания в то же название и на том же месте церковь. К чему мы имеем приготовленный лес и прочий принадлежащий материал».

Прошение сосновского священства и мирского старосты «со крестьянами» было удовлетворено, и от епископа Феодосия им была дана вожделенная бумага: «Дана сия храмоздательная грамота епархии нашей Зарайского уезда села Сосновка церкви Покрова Пресвятой Богородицы иерею Стефану Стефанову да того же ведомства государственной Коллегии экономии мирскому старосте Евдокиму Борисову со крестьянами. Понеже сего июня 5-го дня 1784 года в показанном нам прошении ими объяснено о сгорании в прошлом 1783 году ноября 19-го дня оной приходской церкви и просили о построении вновь деревянного же здания, на том же месте и того же звания вместо сгоревшей…”

Когда же все было готово, новую церковь освятили в честь Покрова Пресвятой Богородицы, и стал в ней править службы тот самый иерей Стефан, сын Стефанов, служивший еще в прежнем храме, испепеленном пламенем случайного пожара.


Причт

Когда пришел срок, иерея Стефана сменил на приходе Филипп Борисович, служивший потом около двадцати лет. Согласно «Ведомости о священнослужителях Зарайского уезда», составленной в 1806 году, на приходе Покровской села Сосновки церкви числилось 120 дворов. Служили в храме: иерей Филипп 49 лет, дьякон Федор Иосифов 25 лет, дьячок Иван Карпов 62 лет. Иван Карпов в 1801 году «по старости» был выведен за штат, а на его место поступил сын пономаря Стефана Иванова, Иван, которому тогда было 12 лет. Несмотря на столь юный возраст, указ о произведении в дьячки он получил самый настоящий. Пономарем же на приходе, как можно догадаться, служил Стефан Иванов, 52 лет. Помимо сына Ивана, ставшего на приходе дьячком, был у пономаря еще сынок Дометий, который на момент составления ведомости школу не посещал, но чтобы не быть исключенным из духовного звания, под руководством отца усиленно штудировал Псалтирь, учась грамоте и беглому чтению.

В документах, относящихся к 1807 году, упомянут новый священник Покровской церкви, иерей Василий Карпов, прослуживший еще 18 лет на том же месте. «Ревизская сказка причта Покровского храма села Сосновка», поданная во время восьмой ревизии, проводившейся в 1834 году, сообщает, что священник Василий Карпов умер 5 января 1825 года. После этого приход полгода оставался без священника, а с 12 июня 1825 года в Покровской церкви появился новый иерей, Василий Гаврилович Чельцов, прослуживший в Сосновке до 17 февраля 1831 года.

После перевода отца Василия Чельцова в город Михайлов на приход в Сосновку пришел священник Иоанн Семенович Кедров, родившийся в 1802 году и окончивший курс Рязанской духовной семинарии с аттестатом второго разряда. Во священство его посвятил преосвященный Дамаскин, епископ Тульский. По его резолюции отец Иоанн был назначен на штатное место к Богоявленской церкви села Плахино в Михайловском уезде. На приход Покровской церкви села Сосновка в 1831 году отца Иоанна перевел своей резолюцией архиепископ Григорий. Женат отец Иоанн был на Ирине Ивановне, 22 лет, и был у них сын Александр.

Дьяконом на приходе служил Федор Иосифович Ильинский, 51 года. По окончании курса Рязанской духовной семинарии он был уволен без аттестата и по тогдашнему положению 17 января 1803 года был посвящен во диакона и по- ставлен к Покровскому храму в селе Сосновка. Женат он был на Наталии Филипповне, 48 лет. У них родилось многочисленное потомство. Сын Илья, 22 лет, указан как обучающийся в высшем отделении Рязанской духовной семинарии, Трофим, 17 лет, учился в той же семинарии, но в ее низшем отделении, 15-летний Иоанн постигал премудрость в низшем отделении Зарайского духовного училища. Две дочери – тезки, названые Евдокиями. Тогда это не было редкостью – детей называли по святцам, и память о разных святых Евдокиях выпадала на разные дни. Так и вышло, что две сестры носили одинаковые имена, но именины справляли в разное время. Старшая Евдокия в 1825 году вышла замуж за зарайского мещанина Ивана Дмитриева, младшая Евдокия в 1827 году была выдана за дьячка церкви села Касино Веневской округи Тульской губернии Ивана Александрова. При родителях оставалась пока Екатерина 20 лет.

Старый пономарь Стефан Иванов, упомянутый в ведомости 1805 года, умер в 1833 году в возрасте 65 лет. Сын его Иван Стефанов так и остался дьячком, ему в 1834 году исполнилось 39 лет. Женат он был на Ксении Львовне, равной с ним летами. В тех же документах названы были и их дети: Иван 10 лет, учившийся во втором классе Зарайского духовного училища, и Александр 7 лет, живший с родителями. Также дома оставалась незамужняя старшая дочь Евдокия, которой было 19 лет.

Младший брат дьячка Ивана, Дометий Стефанов, 37 лет, унаследовал отцовскую должность и стал пономарем. Женат он был на Марье Андреевне и имел дочерей: Параскеву 14 лет, Анну 8 лет и Веру 3 лет. Старшая сестра дьячка и пономаря Марья Стефановна замуж так и не вышла и жила «вековухой». Ей на тот момент исполнилось уже 48 лет.

Кроме духовных лиц, на приходе числилось 154 двора, в которых жительствовало 627 душ мужского пола. Женщины все еще не регистрировались. Все расчеты велись, исходя из наличия мужского населения.


Приходские школы

Священник Иоанн Кедров служил на приходе в Сосновке 15 лет, потом эстафету священнослужения в храме Покрова Пресвятой Богородицы принял 25-летний Михаил Васильевич Любарский. 16 июля 1846 года он окончил Рязанскую духовную семинарию, получив аттестат второго разряда. А 2 сентября 1846 года был рукоположен архиепископом Гавриилом и поставлен на штатное место священника в Покровской церкви села Сосновка, где прослужил большую часть своей жизни. Женат Михаил Васильевич был на Параскеве Ивановне, которая была младше его на два года. Их старшая дочь Анна родилась на следующий год после того как Михаил Васильевич принял приход. Девочка училась дома, под руководством отца. В 1848 году на свет появился Иван, который десяти лет от роду поступил в Зарайское духовное училище, где обучался на содержании отца. Дочь Вера, родившаяся в 1850 году, также училась дома. Потом еще в 1854 году родился Павел, в 1856 году – Василий, в 1858 году – Елисавета.

В послужном списке отца Михаила Любарского особо отмечалось его старание на ниве народного образования.

Много было всяких других резонов не учить простолюдинов, но главный довод был в том, что это выходило очень дорого, не хватало учителей, а главное – энтузиастов, готовых взвалить на себя координацию всех усилий в этом направлении, не жалея ни сил, ни времени. Это был самый настоящий подвиг самоотвержения, монашеская доблесть. И немудрено, что взвалил на себя столь тяжкий труд именно монах, но не просто монах, а архиепископ Гавриил, управлявший Рязанской епархией.

Этот уроженец Спасского уезда Рязанской губернии в миру звался Григорием Ивановичем Городковым. Он, окончив семинарию, поступил в только что открывшуюся Санкт-Петербургскую духовную академию и по окончании ее был назначен преподавателем Рязанской духовной семинарии. По принятии монашества с именем Гавриил в 1815 году, он уже на следующий год стал архимандритом и настоятелем Троицкого монастыря в Рязани, вместе с тем ему доверили должность инспектора семинарии. В 1817 году архимандрита Гавриила перевели на должность ректора Орловской духовной семинарии «для преобразования ее, согласно с новым положением о духовных школах». С 1818 года он стал ректором Нижегородской духовной семинарии. Пройдя ряд должностей, произведенный в 1833 году в сан архиепископа, владыка Гавриил в 1837 году вернулся на родную Рязанскую землю для управления епархией. Здесь он всячески способствовал развитию народного образования, выступая инициатором создания повсеместно школ, а также всячески поддерживая любые частные усилия в этом направлении.

В своем же собственном ведомстве высокопреосвященный Гавриил создал целую систему сельских школ, преподаванием в которых занимались приходские священники. К тому времени уже все священники имели аттестаты семинарии или духовного училища, дававшие право и возможность преподавать. Михаил Васильевич Любарский, рукоположенный высокопреосвященным Гавриилом, неоднократно получал поощрения за просветительскую деятельность.

В клировой ведомости за 1859 год отмечено: «В 1854 году поощрялся за безвозмездное обучение детей Закону Божию. В 1855 году за обращение раскольников проповедью поощрен. 18 марта 1858 года определен в сельско- приходское училище».

Подробнее о состоянии училища в Сосновке рассказывает дело «Сведения о приходских училищах по городу Зарайску и его уезду за 1856 год». Документ датирован 27 ноября 1856 года, в нем благочинный Зарайской округи священник села Струпны Алексей Надеждин рапортует о том, что в селе Сосновка при Покровской церкви имеется училище для детей, устроенное «по предложенной Рязанской духовной консисторией форме». К данному рапорту были приложены «наставнические списки об учениках». Благочинный писал: «Доношу, что ученики учатся довольно успешно. Наставники обучают за добровольную со стороны прихожан плату. Сверх оного священник Михаил Любарский совершенно бесплатно, по мере досуга и возможностей, ходит в училище дьячка Ключарева и ученикам его преподает Закон Божий».

Упомянутый в этом рапорте дьячок Иван Иванович Ключарев во многом был, так сказать, под стать своему настоятелю, с которым они были почти равны летами. Иван Иванович родился в 1823 году, обучался в Зарайском духовном училище. По окончании курса, 6 сентября 1840 года, он был определен архимандритом Гавриилом на место дьячка в Покровском храме села Сосновка. Годом позже владыка Дамаскин, епископ Тульский, посвятил Ивана Ключарева в стихарь. Женат Иван Иванович был на Анне Васильевне, родившей ему в 1848 году Надежду, в 1852 году Иоанна, в 1855 году Александра, а Марью в 1856 году.

Еще прежде, чем было открыто специальное церковное училище для детей селян, священник Любарский и дьячок Ключарев – каждый в своем доме – обучали их. Этим они продолжили традицию старинных домашних школ, которые были заведены издревле, и до XVII столетия никаких других форм обучения для русских людей не существовало. Но и после этого домашние школы, особенно в провинции, тем более в сельской местности, оставались весьма значительным фактором развития грамотности в среде крестьян.

Училище в доме Ключарева было открыто 1 ноября 1853 года, и годом позже, 28 января 1854 года, дьячок из Сосновки получил архипастырское благословение. В этой частной домашней школе набранным в учение мальчикам все предметы преподавал сам дьячок Иван Иванович, а Закону Божию наставлял священник Михаил Любарский. В 1856 году в этой дьячковской школе учились 18 мальчиков. С 1 января 1856 года в своем доме стал собирать учеников и батюшка Михаил Любарский. К нему стали ходить 20 мальчиков. Итого в обеих домашних школах обучалось 38 мальчиков. Из них девять «окончили курс», а трое бросили учебу по своей воле. Мальчишки учились писать и читать, изучали Закон Божий.

Приходская жизнь
.
Кроме священника и дьячка, на приходе служил пономарь Михаил Семенович Гаев, дьячковский сын. Он родился в 1825 году, учился в Рязанской духовной семинарии до среднего отделения. Бабушка его, Наталья Филипповна, в замужестве была за сосновским пономарем Федором Иосифовичем Ильинским, пойдя за него, когда он овдовел. Состарившемуся Федору Иосифовичу служить стало трудно, поэтому он решил, что после ухода за штат отдаст место внуку. Наталья Филипповна и Федор Иосифович планировали жить у него на содержании. Потому Михаил Гаев в 1849 году подал семинарскому начальству прошение об увольнении из среднего отделения, а в Консисторию – прошение о поставлении на место пономаря, вместо своего деда. Оба прошения были удовлетворены, и 20 июля архиепископ Гавриил посвятил его в стихарь, выдав Гаеву за своей подписью грамоту об определении на место пономаря при Покровской церкви села Сосновка.
Еще прежде утверждения в должности Михаил Семенович женился на Феодосии Ивановне, которой едва минуло 18 лет. В том же 1849 году, в первый же год супружества, она родила ему первую дочку Марью. На следующий год у них родился Михаил, еще через год, в 1851 году, еще одна дочь Параскева.

Три года обождав, Феодосия Ивановна в 1854 году родила Ивана, а сразу на другой год – Матрону. В 1857 году у Гаевых родилась Ольга, а в 1858 году Пелагея. С этой оравой детей помогала управляться Наталья Филипповна, которая осталась жить в семействе внука. Она пережила своего Федора Иосифовича и, овдовев, заняла в доме внука известное место общей бабушки, помогая чем могла, в силу своих лет и здоровья.

Кроме Натальи Ильинской, «сиротствующей» писалась Мавра Андреевна Мольбина, 63 лет, вдова Дометия Стефановича Мольбина, потомственного пономаря, принявшего должность от своего отца в 1811 году. Его унесла страшная эпидемия холеры, опустошившая Зарайский и Коломенские уезды в 1848 году. Вдова жила в своем доме, построенном на церковной усадебной земле, пользуясь причетнической частью доходов, а также пашенной и луговой землей, получая часть платы от сдачи земли в аренду.

На приходе числился 191 двор, где проживало 792 мужчины и 656 женщин. Также на приходе Покровского храма обитала довольно значительная община раскольников «поповского толка» – 43 мужчины и 40 женщин. Кроме того, были и «беспоповцы» – 4 мужчины и 8 женщин.

Наличие школ в селе сказывалось очень высоким, в сравнении с округой, уровнем грамотности – умели читать и писать 302 мужчины и 84 женщины. Причем уровень грамотности, хоть медленно, но рос постоянно, и клировые ведомости 1860 года, при сохранении всех остальных данностей приходской жизни, фиксируют увеличение числа грамотных до 316 мужчин и 93 женщин. Очевидно, состоялось несколько выпусков в школах причта. Впрочем, возможно, что на статистику повлияло появление на приходе военных (то есть принадлежавших военному сословию). В ведомость вписаны 11 мужчин и 47 женщин этой категории. Своих дворов они не имели, а жили, видимо, на квартирах.

Для отца Михаила Любарского и помогавшего ему дьячка Ивана Ключарева мало было начать хорошее дело, открыв школы. Главное было найти в себе силу духа продолжить это дело должным образом в течение долгих лет, когда радость новизны уже утрачена, все перешло в рутину, стало привычкой. На этом можно было легко сломаться морально, отправляя свои обязанности спустя рукава, без горения духа. Но этой опасности, судя по свидетельствам документов, члены сосновского причта, взявшие на себя нелегкое бремя просветительства и культуртрегерства, сумели избежать.

В клировой ведомости 1870 года, зафиксировано мало изменений в общем положении прихода, однако в графе о прохождении службы священником Любарским занесено замечание о том, что «в дополнение к уже имевшимся у него наградам за обучение детей закону Божию и обращение раскольников, за отличное ревностное служение 26 марта 1866 года он пожалован фиолетовой скуфьей». В том же году ему было преподано архипастырское благословление высокопреосвященного Иринарха «за содействие делу духовного просвещения».

Приход все разрастался, и в 1870 году при Покровском храме в селе Сосновка числилось 204 двора, в которых жили 744 мужчины и 800 женщин. Выросла община «раскольников-поповцев» до 57 мужчин и 55 женщин, а «беспоповцев» осталось столько, сколько и было, лишь женщин стало 9 (на одну больше). При этом выросло и количество грамотных: мужчин – до 345. Увеличение числа грамотных женщин было значительным – с 93 до 138 человек.

Не останавливаясь на достигнутом, священник Михаил Любарский и его помощники добивались открытия в селе «настоящей» школы. Их старания не пропали втуне, и 29 марта 1873 года в селе Сосновка было открыто «сельско-приходское» училище. Указом архиепископа Алексия (Ржаницына) в должности наставника этого училища был утвержден священник Михаил Любарский, которому в ту пору было уже 52 года.

Священник служил усердно и в храме. Проповедь отца Михаила находила отклик даже в сердцах раскольников.

Все это не прошло незамеченным для епархиального начальства, и 26 января 1873 года архиепископ Алексий утвердил отца Михаила Любарского в должности благочинного. «За отлично-усердную службу, по представлению Рязанского епархиального начальства» 3 апреля 1876 года священник Михаил Любарский по высочайшему повелению императора Александра Второго был награжден наперсным крестом.

Дети отца Михаила выросли, и старший, Иван, по окончании Рязанской духовной семинарии стал учителем Нижегородского духовного училища. Это обычный способ заработков для разночинной интеллигенции, в число которой он попал, не приняв сана. Сын Василий предпочел изучать медицину в Харьковском университете и стал практикующим медиком в одной из харьковских больниц.


Приходское попечительство

Построенный в XVIII столетии деревянный храм требовал забот, и для поддержания его на должном уровне отцу настоятелю приходилось изыскивать средства на частые ремонты. Спустя три года после поступления отца Михаила на приход – в 1849 году – в церкви переложили пол, стены снаружи обшили тесом, полностью заменили сгнившее крыльцо, построив новое. Спустя 10 лет, в 1859 году, пристроили паперть и возвели деревянную колокольню. В 1870 году возобновили иконостас. На очереди была установка печей, распространение трапезы, с сооружением второго престола, планировали оштукатурить стены и покрасить их, как снаружи, так и изнутри, покрасить железные крыши храма и колокольни.

«Все эти перестройки и поновления производились за счет пожертвований прихожан, а более за счет разных благотворителей», – сообщает клировая ведомость.

С 1 августа 1870 года, было открыто приходское попечительство. Эти самодеятельные организации создавались на основе положения 1864 года. Такое попечительство составлялось из приходских священнослужителей, церковного старосты и избранных общим собранием приходской общины тех прихожан, которые были всем известны своим благочестием. Число членов общества и срок их служения определялись собранием. Принимать же участие в этих приходских собраниях могли православные домохозяева прихода, а также прихожане, не владеющие в приходе домами, но по закону имеющие право участвовать в собраниях. Кроме того, в собраниях могли принимать участие те, кого попечительство признает полезным пригласить. Целью попечительства была забота о благоустройстве и благосостоянии церкви, организация обучения детей и благотворительность на приходе. Для этого попечительство могло собирать средства путем организации кружков, распространения подписных листов, сбора подаяний и пожертвований со «сборными книгами», а также побуждения прихожан к пожертвованиям. По закону все эти сборы не должны были смешиваться в общую сумму, а собранное надо было употребить только на те цели, ради которых собирались пожертвования.

Храм располагал кое-какими собственными ресурсами. За церковью и причтом числилось земельное угодье: под храмом и бывшим кладбищем – 1600 квадратных саженей, усадебной земли – 2 десятины, пахотной земли (как отмечено, «удобной») – 27 десятин да луговой – 4 десятины. Была еще пахотная земля, признанная «неудобной» из-за песчаной почвы. Такой было 3 десятины. Всей же земли было 36 десятин и 1600 квадратных саженей. Отдельного плана на эту землю не было, и она значилась на плане прихожан – крестьян села Сосновка.

Дома у членов причта были свои, деревянные, построенные на церковной земле. Оклада причту не полагалось. Доход складывался от процентов с капитала в 500 рублей по билету, положенному неким благотворителем в Общественный банк г. Зарайска 10 января 1872 года. Другой жертвователь поместил 8 августа 1872 года в пользу церкви билет сторублевого номинала в рязанский «Сергея Живаго банк». В тот же банк жертвователи-доброхоты положили сторублевые билеты 12 сентября 1874 года, 10 ноября 1877 года и 15 декабря 1879 года. По этим билетам полагались разные проценты – от пяти до семи. Это и составляло основу финансового содержания причта.

К этой сумме добавлялись деньги от платы, взимаемой за отдаваемую в аренду землю, от кружечного сбора, процент от свечной торговли, а также от платы за исполнение треб. Делилось все это «по жребию» – половину священнику, а вторую половину отдавали дьячку и псаломщику.


Дела семейные

Семья дьячка Ключарева, также немало послужившего народному образованию, оставалась на приходе, а вот его дети не спешили вступить под сень храма, став его служителями. Старший сын дьячка, Александр Иванович, предпочел крестьянствовать, женился, обзавелся семьей и хозяйством, живя в родной Сосновке. Второй сын, Иван, после введения всеобщей воинской повинности – это была часть реформ царя Александра – подлежал призыву на действительную службу. Его определили в 28-ю артиллерийскую бригаду, где он сделал отменную карьеру, достигнув звания младшего унтер-офицера, в этом же чине и был уволен в запас. Иван женился и в духовное сословие войти не пожелал.

Должность старосты Покровского храма в Сосновке многие годы исполнял крестьянин Андрей Никитин, избранный и утвержденный на должность в 1866 году. С той поры он четырежды переизбирался вновь.

В 1880 году все еще была жива вдова пономаря Дометия Стефанова, Мавра Андреевна, которая, однако, из дома на церковной усадьбе перебралась на жительство к зятю, крестьянину Никите Иванову. Она потеряла все права на часть церковных доходов, однако писалась по-прежнему «сиротствующей при храме» и получала от епархиального попечительства о бедных лицах духовного звания 8 рублей пособия в год. В 1880-х годах эта сумма была незначительной, но все же она придавала старушке некоторый статус в доме зятя – ее никто не рискнул бы назвать нахлебницей и приживалой.

Пономарь Михаил Семенович Гаев, прослужив на приходе 31 год, 24 августа 1880 года умер. Вдова его Феодосия Ивановна была занесена в разряд «сиротствующих». Жила она в собственном доме в Сосновке, пользуясь частью усадебной и пахотной земли. Влияние новых времен не миновало и это семейство – дети Гаевых служить в храме не стали. Старший Михаил «в училищах не был», обучаясь грамоте дома. Он предпочел заниматься торговлей и, поселившись в Санкт-Петербурге, служил там приказчиком в частной фирме. Его младший брат Иван хоть и учился в Зарайском духовном училище, но вышел из второго класса и вслед за братом подался в столицу. Там он, как и Михаил, стал приказчиком в частной компании, женился и не помышлял о возвращении в среду духовенства. Дочь Александра и сын Петр, который «в училищах не был», жили при матери. Из пяти замужних дочерей Феодосии Ивановны лишь одна была замужем за служителем храма – ее отдали за причетника церкви села Юшта Спасского уезда. Остальные пошли за крестьян разных сел и деревень ближайшей округи.

Приход продолжал расти, выросла и община раскольников. На приходе числилось 219 дворов – 825 мужчин и 994 женщины, из них раскольников 61 мужчина и 53 женщины. А вот процент грамотных понизился – таковыми числились 289 мужчин и 108 женщин.


Важное уточнение в истории храма

К 1882 году управились с ремонтом храма – поправили крест на маковке, покрыв его новой жестью, оштукатурили стены, покрасили их изнутри и снаружи «приятной краской». Все работы произвели за счет благотворителей. Дворов на приходе числилось 221, в них проживало 830 мужчин 918 женщин. Грамотность оставалась на том же уровне – 289 мужчин и 107 женщин. В это самое время возникла идея построения нового каменного храма.

Первый документ, в котором появляется описание каменной церкви в селе Сосновка, это клировая ведомость 1890 года. Согласно этому документу, в Сосновке на приходе значатся две церкви: первая «старая, деревянная, построенная в 1784 году», а другая «каменная, с таковою же колокольнею, в одной с нею связи», построенная в 1890 году, освященная 8 июля приехавшим для этого архиепископом Феофилактом.

В обоих храмах было по одному престолу, и оба посвящены Покров Пресвятой Богородицы. Деревянный храм – холодный, а каменный был оборудован временными печами. Две церкви стояли поблизости одна от другой и были обнесены одной каменной оградой. Имя архитектора было запечатлено на чертежах, вернее, эскизах храма, фрагмент которых сохранился в архиве. Надпись на листе эскиза гласит: «Каменная церковь в селе Сосновка на 650 человек, составил (план) и построил архитектор Ф. Вознесенский».

Из той же ведомости 1890 года, которая так основательно поправляет словари и энциклопедии в части авторства проекта храма и даты его постройки, видно, что все новшества на приходе произошли при самом горячем участии отца Михаила Любарского и основанного им в 1870 году приходского попечительства. Главными участниками строительства нового каменного храма были прихожане: Алексей Кириллович Кириллов, Яков Васильевич Васильев, Василий Петрович Петров, Семен Иванович Сильчев, «при церковном старосте Михаиле Петровиче Климове». Но были и другие благотворители, принявшие участие «по мере сил» – кто не мог внести деньги или материалы, жертвовал свой бесплатный труд, что позволяло сберегать средства, нанимая для работ только каменщиков, плотников, кузнецов и прочих специалистов, которых среди крестьян нельзя было сыскать. Землекопы же, возчики, подсобники – все были сосновские, что удешевляло строительство.

До построения нового каменного храма в Сосновке при тамошней церкви по штату 1873 года полагалось быть священнику и псаломщику. Когда же был возведен новый каменный храм, в 1890 году открылась вакансия дьякона. Ее выхлопотали для прихода члены приходского попечительства, согласившиеся обеспечить ее, внеся 500 рублей в банк «на вечный вклад» с целью «улучшения содержания причта при условии беспорочности последнего». Кроме того, на средства попечительства для дьякона на церковной земле был построен деревянный дом, который принадлежал церкви. Потом в 1891 году возвели дом и для священника, тоже на церковной земле, и принадлежал он церкви. Деньги на эти постройки дали Алексей Кириллович Кириллов и Семен Иванович Сильчев.

Спустя три года после освящения нового храма в старой церкви случился пожар. После основательного ремонта, произведенного на средства приходского попечительства, устроившего специальный сбор, церковь освятили заново – во имя Всех Святых.

Старое здание церковноприходской школы, построенное в 1888 году, обветшало. В нем не было помещений для квартир учителей, учительской комнаты, отдельной раздевалки для детей, теплого коридора. А помещение, в котором занималась средняя группа, было проходным. Чтобы это исправить, на приходе построили дом для церковноприходской школы размером 10 на 10 и 18 на 18 аршин, который покрыли железом. Содержали школу в складчину, за счет церкви, приходского попечительства, сельского общества и Зарайского отдела Рязанского епархиального училищного совета. От сельского общества поступало 112 рублей в год, а из казначейства выдавалось 780 рублей на жалованье учителям. Остальные участвующие в делах школы помогали по мере возможностей, когда сколько могли. Священнику платили 60 рублей за преподавание Закона Божия. Позже рядом с обеими церквями – старой и новой – возвели каменную сторожку с дощатыми сенями, крытую железом. Потом в церковной ограде появился амбар на каменных столбах для хранения церковных вещей, рядом поставили дровяной сарай, крытый железом.


На исходе века

К тому времени, когда был освящен каменный храм в Сосновке, приходскому священнику Михаилу Любарскому исполнилось 69 лет. С 1885 по 1889 год он исполнял должность законоучителя, а с 1887 года ту же должность в церковноприходской школе. «За похвальное усердие и открытие церковноприходской школы» 11 марта 1887 года отцу Михаилу была выражена признательность архиепископа Феофилакта. По построении и освящении храма священник Любарский 15 мая 1891 года «за усердное служение Церкви Божией, по представлению Святейшего Синода» был награжден орденом Святой Анны III степени. В семействе же у батюшки все оставалось по-прежнему. Его старший сын Иван Михайлович оставался в должности эконома в Нижегородском духовном училище, а младший сын, Василий, оставив в Харькове практику, отправился работать в Восточную Сибирь и служил врачом в городе Хабаровске.

Дьяконское место было отдано Дмитрию Павловичу Смирнову, псаломщицкому сыну, который в 1890 году окончил курс Рязанской духовной семинарии с аттестатом второго разряда. В сан дьякона его посвятил архиепископ Феофилакт, поставивший Дмитрия Смирнова на штатное место к Покровской церкви села Сосновка. Практически сразу же он был назначен помощником учителя в церковноприходской школе. В декабре 1893 года его назначили законоучителем младшего отделения той же школы. Женат Дмитрий Павлович был на Марии Яковлевне, двадцатилетней выпускнице Рязанского епархиального женского училища.

Псаломщик Иван Иванович Ключарев, которому исполнилось 73 года, 28 декабря 1890 года «за пятидесятилетнюю усердную, беспорочную… службу Церкви Божией» был награжден золотой медалью с надписью «За усердие», которую следовало носить на аннинской орденской ленте на шее.

Церковным старостой был Михаил Петров, избранный в 1881 году, и с той поры он еще четырежды – с 1884 по 1893 год – переизбирался на эту должность. На приходе стало 229 дворов, в селе проживали 852 мужчины и 919 женщин. Грамотны были 320 мужчины и 150 женщин.

Время шкло. «За старостью и многими болезнями» вышел за штат отец Михаил Любарский, передавший свой приход в руки ближайшего родственника. Так как оба его сына не пожелали стать священниками, избрав гражданские службы, то вместо них он подготовил себе замену в лице одного из своих внуков. Случилось это 22 сентября 1898 года, когда официально Михаил Васильевич вышел за штат, а священником на приходе Покровского храма в Сосновке стал его внук, Михаил Иванович Аманов, в доме которого и поселился заштатный священник. За 35 лет беспорочной службы отец Михаил получал по указу Консистории от 11 января 1899 года 130 рублей в год.

О новом священнике села Сосновка записано в клировой ведомости, что он был рожден в 1876 году в семье бывшего дьячка. Эта оговорка «бывшего дьячка», указывающая на положение отца, дает нам повод высказать предположение, что он происходил из семьи псаломщика Иоанна Аманова.


Внук на дедовом месте

На место своего деда – к Покровской церкви села Сосновка Зарайского уезда – Михаил Иванович Аманов был переведен Рязанским епископом Мелетием 22 сентября 1898 года, а рукоположил его в сан 16 ноября 1898 года владыка Полиевкт, епископ Михайловский, викарий Рязанской епархии. Сразу же по прибытии на приход, 22 ноября 1898 года, отец Михаил был назначен законоучителем старшего и среднего отделений приходского училища. Годом позже, 19 ноября 1900 года, он стал законоучителем и в младшем отделении.

Женат был Михаил Иванович на Олимпиаде Петровне, 1873 года рождения, окончившей курс в Екатеринославском епархиальном женском училище. В феврале 1900 года у них родилась дочь Раиса.

Псаломщиком на приходе в ту пору служил Дмитрий Павлович Никольский, родившийся в 1875 году. Он окончил курс Раненбургского духовного училища, после чего – 26 апреля 1896 года – был поставлен епископом Иустином к единоверческой церкви города Зарайска. Год спустя, а именно 19 апреля 1898 года, тот же епископ посвятил Дмитрия Павловича в стихарь и перевел его к Покровской церкви села Сосновка. Никольский был женат на Анастасии Александровне, 1876 года рождения. У них в сентябре 1896 года родился сын Павел, а в 1900 году другой сын, Владимир.

В служении псаломщик Никольский был неисправен – читал невнятно и делал большие пропуски. Об этом прознали в Консистории, и оттуда пришло определение: благочинному сделать строгое внушение, предупредив, что коли не исправится, то будет совсем удален от своего места.

На рубеже веков в приходе Сосновки появился и новый староста – 19 августа 1899 года был избран и утвержден в этой должности Иван Калинкович Усенков, крестьянин 33 лет, живший в своем доме. Но у него дело не пошло, и в 1902 году на эту должность избрали Григория Зиновьевича Тихомирова.

На приходе числился 301 двор, проживали 1019 мужчин и 1090 женщин. Кроме крестьян, в Сосновке жили несколько купцов, мещан, цеховых, 11 дворов принадлежали военному ведомству.

Созданное трудами священника Михаила Любарского приходское попечительство продолжало исправно функционировать и при его внуке, отце Михаиле Аманове. Забота попечительства главным образом была направлена на создание в храме достойного хора, кроме того, много сил и средств уходило на дела благотворительности. При приходской школе возникло подобие убежища для неимущих вдов, которым

предоставлялся бесплатный кров. Кормиться они должны были своими трудами, но попечительство давало им немало. Ведь иметь свой теплый угол для неимущего – важнейшая статья, потому что бльшая часть заработков людей, не имевших такого местечка, шла на оплату ночлежки. На эти цели (содержание певчих и регента, а также призреваемых вдовиц) в 1905 году попечительство потратило 400 рублей. Средства давал сбор пожертвований, и самое крупное сделал крестьянин Алексей Кириллович Кириллов, дав на благое дело 160 рублей (его имя уже упоминалось среди главных филантропов, жертвовавших на построение каменного храма). Еще 400 рублей попечительство истратило на благоукрашение своего храма, купив крест-распятие с предстоящими Божией Матерью и Иоанном Богословом.

В церковноприходской школе сосновского прихода в 1905 году учились 138 учеников – 79 мальчиков и 54 девочки. В том же году на учительскую должность был утвержден Иван Александрович Пучков, крестьянский сын, окончивший курс Рязанской духовной семинарии. Его помощником стал имевший свидетельство на звание учителя Иван Федорович Ушаков, происходивший из мещан. Закон Божий в школе по-прежнему преподавал отец Михаил Аманов.

За свои труды в 1902 году отец Михаил Аманов был награжден набедренником.

В 1910 году в сосновскую школу пришли новые учителя. Первым стал сын дьякона села Починок Нижегородской губернии Николай Семенович Люденский. Он уволился из второго класса Нижегородской духовной семинарии (той самой, где сначала преподавал, а потом был экономом сын отца Михаила Любарского) и, поступив в учителя, стал получать 360 рублей жалованья. Вторым стал местный уроженец, крестьянский сын Павел Андреевич Бычков, в 1909 году окончивший курс Полтавской церковно-учительской школы. При поступлении на должность ему было положено 300 рублей жалованья в год. Третьим был Петр Николаевич Ельцов, крестьянский сын, окончивший Спасо-Никольскую второклассную церковно-приходскую школу. Размер его жалованья в документах не указан.

На плечи отца Михаила Аманова определением Рязанского епархиального миссионерского совета от 22 февраля 1909 года было возложено бремя трудов противораскольнического миссионера по Первому Зарайскому округу. Жалованья за это не полагалось. Бюджет семейства священника складывался из нескольких статей. За обучение в школе детей (их было 50 человек) Закону Божию казначейство выдавало ему 60 рублей. Из сборов «братской кружки» на долю настоятеля выходило 700 рублей в год. Остальное приносили исполненные требы – отпевания, молебны, хождение по приходу в большие праздники и прочие обычные для быта русского православного села поповские доходы. Может быть, такие доходы были и недурны, но в его семействе было много детей. И старшие детки уже подросли, им пришла пора учиться. В 1910 году девятилетний Иоанн поступил в 1-й класс Зарайского духовного училища. Второму сыну отца Михаила, Василию, было 7 лет, дочери Марии – 5 лет, младшей Валентине – 3 года, а Анне всего годик.

На приход пришел Василий Иванович Воскресенский, рожденный в 1873 году. Он окончил курс Рязанской духовной семинарии в 1897 году и поступил на службу писцом в Рязанскую духовную консисторию. Служил он там до 2 марта 1900 года, после чего сдал должность, так как 21 марта был назначен к Богородице-Рождественской церкви села Федякино Рязанского уезда на дьяконскую вакансию, и 7 мая был рукоположен в сан. Прослужив пять с лишком лет в селе Федякино, дьякон Василий Воскресенский 21 марта 1906 года был переведен на дьяконское место к соборной церкви города Данков. К Покровской церкви села Сосновка Зарайского уезда его перевели 6 февраля 1907 года по прошению. С сентября того же года он стал помощником учителя в приходской школе, но в декабре 1908 оставил это место. Жил он в церковном доме, получал от кружечного сбора 350 рублей. Женат же был на Анне Елисеевне. У них родились дети: Александра 9 лет, Михаил 7 лет. Еще жила в семье дьякона свояченица, вдовая Параскева Елисеевна, которой было уже 50 лет.

Сменился на приходе и псаломщик – им стал Федор Иванович Климентьевский, которому было только 19 лет. Он вышел из второго класса Касимовского духовного училища. Собрался было в монахи и поступил в число братии Рязанского Троицкого монастыря послушником, однако ему пришлось поменять планы из-за вдовой сестры, Олимпиады Федоровны Папичкиной, у которой были дочь Вера 10 лет и сын Владимир 6 лет. Поступив в псаломщики, Фёдор Иванович принял на себя содержание близких.


На пороге войны, смуты и гонений

При храме в Сосновке была собрана обширная библиотека для чтения, насчитывавшая 300 томов. Ризница была весьма богатой, и в алтаре было много драгоценной утвари.

От старых времен в храме хранилось два старинных, «дониконовского письма», образа – Владимирская икона Божией Матери размером 7 на 6 вершков и икона святителя Николая размером 18 на 14 вершков. Святитель изображен на ней с церковью и мечом в руках. Серебряно-позлащенная дарохранительница весом 10 фунтов 843 золотника была пожертвована одним из строителей храма Яковом Васильевичем Васильевым. Такой же серебряно-позлащенный оклад напрестольного Евангелия весом 5 фунтов 11 золотников, ковчег с мощами преподобных Марка и Исаакия Печерских, часть гроба великомученицы Варвары были пожертвованы Филиппом Архиповичем Кашкиным. Также в храме был серебряно-вызолоченный жертвенник с крестом весом 724 золотника, пожертвованный Екатериной Лукиничной Зарецкой. В то же собрание поступили и золотой крест и икона святого благоверного князя Михаила Черниговского, в дорогом уборе, некогда полученные священником Михаилом Любарским и пожертвованные им при оставлении места. «Колокольный звон» (то есть набор колоколов на храмовой колокольне) насчитывал 750 пудов весу и стоил недешево.

После стольких лет усилий священства и попечительства, стольких трудов на ниве народного просвещения в Сосновке было создано несколько образовательных учреждений. Имелась одноклассная женская школа. Двухклассная церковноприходская была открыта в 1884 году, она содержалась на средства Зарайского отделения Рязанского епархиального учительского совета и местного церковноприходского попечительства. Кроме того, школам помогало местное сельское общество.

1 октября 1913 года открылось одноклассное трехкомплектное земское училище. Была еще церковная школа (в собственном доме), на содержание которой сельское общество отпускало 15 рублей, приходское попечительство выделяло 32 рубля, Зарайское казначейство – 780 рублей, Зарайское отделение Рязанского епархиального учительского совета еще 60 рублей. В этой школе обучалось 57 девочек. Закон Божий там преподавал отец Михаил Аманов, а

учительницей была уроженка Сосновки, дочь крестьянина Екатерина Ивановна Бычкова, урожденная Полянская. Вот это было очень ново – для учения детей стали активно привлекать женщин, чего прежде, скажем, полувеком ранее, и представить себе было невозможно. Госпожа Бычкова была уже опытным педагогом – Екатерина Ивановна учительствовала 11 лет. Второй учительницей была дочь дьякона села Дединово Надежда Васильевна Проходцова, также окончившая курс Рязанского епархиального женского училища. Она преподавала более года. Третьей учительницей стала супруга настоятеля храма, Олимпиада Петровна Аманова, также окончившая курс Рязанского епархиального женского училища.

Отправлявший должность миссионера, отец Михаил и сам пошел учиться: в июне 1912 года он занимался на курсах миссионеров в Зарайске, а в августе 1913 года – на курсах в Рязани, где миссионеров наставлял епархиальный миссионер Иван Петрович Строков.

Собранием членов Общества взаимного вспомоществования учащим и учащимся церковноприходских школ Зарайского уезда отец Михаил Аманов был избран членом правления.

В 1912 году на эту должность поступил Александр Степанович Озеров, 20 лет, оставивший Рязанскую духовную семинарию на третьем курсе. На приход его назначили указом Консистории 5 ноября 1912 года.

На приходе числилось 297 дворов, в них проживало 838 мужчин и 987 женщин. Потом…

… А потом была война, революция, гонения на Церковь. Храм был закрыт, приход разорен, все благие начинания погубили. Но об этих временах речь у нас пойдет в другой части повествования, специально посвященной им и людям, жившим тогда.


This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website